Одна из главных проблем при эксплуатации дизельных топлив в холодный период времени — ухудшение его низкотемпературных свойств. На пути к цилиндрам дизельное топливо встречает много препятствий – узкие трубки, фильтры и насосы. Любая пробка грозит мотору остановкой. В составе дизтоплива содержатся парафины, которые при определенных температурах начинают кристаллизоваться. Вязкость растет, топливо сначала мутнеет, потом перестает прокачиваться через фильтры и, в конечном счете, полностью застывает.
Основными низкотемпературными свойствами дизельных топлив являются:
1. Температура застывания – температура, при которой топливо теряет свою подвижность.
2. Температура помутнения – температура, при которой в топливе начинают выпадать парафины.
3. Предельная температура фильтруемости (ПТФ) — температура, при которой топливо после охлаждения способно еще проходить через фильтр с установленной скоростью.
Понятно, что к зимнему топливу требования особо важные. Поэтому для разных сезонов ГОСТом предусмотрены три вида дизтоплива – летнее (выше 0°С), зимнее (не ниже минус 20°С) и арктическое (до минус 50°С).
Получают его двумя способами.
Первый – депарафинизация, когда на стадии производства удаляют углеводороды с высокой температурой плавления. Он доступен только на НПЗ.
Второй способ более доступный – использование депрессорных присадок-антигелей. Основную часть зимнего дизельного топлива получают именно по этой технологии.